О положении дел в МУП "Водоканал"

07.10.2016

О положении дел в МУП "Водоканал"

Проблема

С водой как без воды

События прошлой недели, когда чайковцам заранее было объявлено о проведении работ по замене водоводов и, соответственно, о возможном снижении давления воды в водопроводе, жителей не порадовали. Всё равно начались звонки в редакцию с жалобами на то, что до верхних этажей отдельных многоэтажек вода не добирается. Сообщали и о том, что иногда вместо струи воды водопровод с рёвом изрыгает ржавую водо-воздушную смесь. Кое у кого терпение лопнуло, когда утром вообще не удалось умыться. И оформилось это состояние простым вопросом: доколе?

Раздражение – ненадёжный помощник и плохой советчик. Попробуем взглянуть на сложившуюся ситуацию, отключив эмоции и включив холодный рассудок. Но, прежде чем рассуждать, что же делать, стоит разобраться в причинах происходящего.

Всё происходящее с водоснабжением описывается одним сухим термином – низкая надёжность. Притом что МУП «Водоканал» – это стратегическое предприятие, обеспечивающее подачу в город воды и отвод бытовых и промышленных стоков. От его бесперебойного и качественного функционирования зависит жизнедеятельность и безопасность почти ста тысяч человек. Имущественный комплекс предприятия разбросан по всему городу – это водопроводные (ВОС) и канализационные (КОС) очистные сооружения, 5 водопроводных (ВНС) и 15 канализационных (КНС) насосных станций, это сети холодного водоснабжения протяжённостью 176 километров и 167 километров канализационных сетей. Это множество объектов, разбросанных по городу. Это персонал численностью 286 человек, среди которых – высококлассные специалисты самых разных специальностей.

Так почему в течение длительного времени осуществлялось только аварийное обслуживание сетей и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, но ни текущие, ни капитальные ремонты не производились? Почему комплекс десятки лет работал на износ? Как такое мощное предприятие потеряло способность обеспечить надёжное водоснабжение?

Проблема зрела давно, а сейчас она расцвела пышным цветом. И первое, что на это повлияло – критическая ситуация с долгами, особенно обострившаяся в последнее время. На сегодняшний день суммарная задолженность «Водоканала» составляет 95 миллионов рублей, из которых энергетикам предприятие должно порядка 50 миллионов рублей.

Долги возникли не сегодня и даже не вчера. Предприятие живёт с ними уже почти десять лет. Деньги, которые в своё время должны были быть направлены на погашение текущих платежей за электроэнергию, так и не поступили от управляющих компаний. Их суммарная задолженность перед «Водоканалом» за всё время деятельности составила 92 миллиона рублей. «Управляйки» появлялись, банкротились и исчезали так быстро, что порой мы не успевали запомнить их название. Но исчезали они, не рассчитавшись с «Водоканалом» за полученную воду, притом что с населения плата за воду управляющими компаниями взималась исправно. В результате предприятие задолжало энергетикам серьёзную сумму – точно соответствующую долгу управляющих компаний, которых сегодня уже нет в природе. Следовательно, никто «Водоканалу» этих денег не вернёт. А как ему самому расплачиваться за чужие долги перед энергетиками?

Сегодня кредиторы, взыскивая долги, ставят «Водоканал» на грань выживания. Судебные приставы изымают у предприятия транспортные средства, арестовывают счета контрагентов и обязывают производить оплату не в адрес «Водоканала», благодаря чему предприятие могло бы приобретать материалы, реагенты и выплачивать зарплату, а в адрес энергетиков. И у руководства предприятия нет понимания, как в такой ситуации в ближайшее время искать средства на выплату зарплаты персоналу.

Но не энергетики создали проблему, они её лишь активировали, неожиданно для всех поменяв правила игры и резко активизировавшись в возврате долгов.

Два года назад был заключён агентский договор, согласно которому «Пермэнергосбыт» получил право продавать холодную воду по своей квитанции.

«Водоканал» на протяжении уже ряда лет платит за потреблённую электроэнергию порядка четырёх с половиной миллионов рублей ежемесячно. Это текущие платежи, которые полностью уходят на оплату процентов по старым долгам. В «лихие девяностые» подобная практика называлась «поставить на счётчик».

А главное, что долги «Водоканала» от всех этих процедур не уменьшаются. Это бесконечный процесс, своеобразный перпетуум мобиле по выкачиванию денег. Сколько ни плати, а долг только растёт.

Экономика предприятия – вещь регулируемая и базируется она на фундаменте, имя которому – тариф. В части водоснабжения он составляет 18 руб. 60 копеек кубометр воды, а в части водоотведения – 19 руб. 76 коп. за кубометр стоков. В нём чётко расписано, на что предназначены эти средства – на зарплату, ГСМ, ремонты и так далее. А вот оплата процентов по долгу в нём не прописана! С предприятия требуют деньги, которых у него просто нет.

Действующие тарифы на водоснабжение и водоотведение позволяют поддерживать сети и оборудование в рабочем состоянии, но предприятие сегодня не в состоянии проводить плановые ремонты, как это положено, как это делается на электрических и тепловых сетях. Для этого необходимо войти в программы, реализуемые как на уровне муниципального района, так и Пермского края. Формируются подобные программы и на федеральном уровне, было бы неплохо войти и в них. Пришедшие извне финансы позволили бы повысить надёжность водоснабжения.

Что сегодня мешает предприятию участвовать в программах и выходить на инвесторов, готовых «вложиться» в предприятие? Всё те же долги, накопленные за последние десять лет, которые повисли на нём неподъёмной тяжестью. А благодаря действиям кредиторов ситуация постоянно ухудшается. О каких инвестиционных проектах в таких условиях можно говорить? Только инвестор-недотёпа может повесить себе на шею многомиллионный хомут, но сейчас такие, к сожалению, не водятся.

Ещё одно больное место – критический износ оборудования и сетей. Его трудно описать цифрами. Если КОС введены в эксплуатацию в 1965 году и там ничего с той поры не менялось, а плановый срок службы трубы или насоса составляет порядка тридцати лет, то какова степень износа получается? Около двухсот процентов что ли? Так любой профессионал скажет, что такого просто не бывает. Но стопроцентный износ видеть доводилось: трубу «съело» полностью, стоки просто текли по оставшемуся в земле тоннелю, оставшемуся после трубы.

Печальное зрелище представляет собой и участок водовода протяжённостью порядка двухсот метров в районе улицы Гагарина: дети говорят, что труба похожа на ёжика.

И за всей этой неприглядной картиной, унылостью и опасностью – живущие в городе люди.

Не забудем и то, что заработная плата работников «Водоканала» существенно ниже, чем на других чайковских предприятиях: допустим, для экскаваторщика это 17 тысяч рублей против среднестатистических 26-ти. Какими бы они ни были патриотами родного предприятия, это сказывается на кадровой стабильности, ведь людям надо семьи кормить! Предприятие теряет квалифицированные кадры – это неизбежно в подобной ситуации.

Возникает резонный вопрос: есть ли у нашего «Водоканала» среди ему подобных собратья по несчастью?

Руководство чайковского предприятия изучило опыт родственных структур в городах с численностью, соответствующей нашей. И выяснило, что такой плачевной ситуации, как в Чайковском, больше нет нигде. В Сарапуле, например, за последние десять лет за счёт участия в республиканских программах осуществлена полноценная модернизация, и – внимание! – нет никаких долгов. Это обеспечило высочайшую надёжность водоснабжения города. Аналогично дела обстоят и в Кунгуре. Сгоряча «ровней» нашему городу по уровню проблем можно было бы посчитать Краснокамск, о событиях в котором в своё время писалось и говорилось очень много. Там проблема тоже долго-долго не решалась, а потом, чтобы «разрулить» ситуацию, пришлось приложить просто титанические усилия и привлечь ресурсы федерального центра. Это, впрочем, положения не исправило, а лишь на время «пригасило» ситуацию.

Несмотря ни на что, работники «Водоканала» продолжают делать всё возможное, чтобы в таких тяжелейших условиях не оставить город без воды. Сейчас решается проблема замены открытого активного хлора, используемого только у нас для обеззараживания воды, на более безопасные в эксплуатации вещества.

Несколько лет назад на предприятии разыгрались трагические события, приведшие к гибели людей. Одной из причин трагедии стало как раз то, что предприятие, находящееся в тяжёлой экономической ситуации, не могло позволить себе приобрести газоанализаторы и модернизировать систему вентиляции для уменьшения концентрации в производственных помещениях опасных для жизни человека газов. Работа в этом направлении уже ведётся.

Опять же для обеспечения технологической безопасности и своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации на большинстве объектов планируется установка систем видеонаблюдения. Для устранения аварий на сетях используется современная землеройная техника, которая берётся в аренду…

Но чудес не бывает. Ситуация остаётся очень сложной. Альтернативы «Водоканалу» нет, предприятие невозможно заменить ни за час, ни за месяц, ни за год. Не прилетит и волшебник в голубом вертолёте, чтобы выправить положение, погасить долги и остановить неумолимое приближение к опасной черте. И чтобы её не переступить, необходимо оперативно найти выход из сложившейся ситуации и принять единственно верное решение. Но какое?

Первое, что приходит на ум – либо найти инвестора, либо начинать процедуру банкротства…

Николай ГАЛАНОВ ("Огни Камы").

Короткая ссылка на новость: https://chaikovskiyregion.ru/~Mik7e

 

premium-icon-vk-2504953.png premium-icon-telegram-2504941.png 

617760 Пермский край, г. Чайковский, 
ул. Ленина, д. 37, тел. (34241)3-32-22
E-mail: administration@chaykovsky.permkrai.ru
Время работы: пн - чт с 08:30 до 17:45 час.
пт с 08:30 до 16:30 час.
Обед с 13:00 до 14:00 час.

Глава Чайковского городского округа 


Востриков
Юрий Геннадьевич

Отчет главы





Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!















Центр Управления Регионом
Карта города
Поиск организаций на карте