Социальное предпринимательство

Что такое социальное предпринимательство?

Социа́льное предпринима́тельство — использование стартапов и других средств предпринимательства для разработки, финансирования и реализации решений социальныхкультурных или экологических проблем.

Субъектом и проводником социального предпринимательства выступает социальный предприниматель. Если традиционные предприниматели, как правило, оценивают успешность своей деятельности, ориентируясь на прибыль, выручку (объём продаж) или стоимость акций, то для социального предпринимателя главным критерием успешности становится «социальная отдача». Прибыль может приниматься во внимание, но не как самоцель, а как средство для дальнейшего продвижения к достижению социальных целей. 

Критерии социального предпринимательства

Федеральным законом 26.07.2019 № 245-ФЗ были введены поправки в статью 24.1 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства» Федерального закона 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данная поправка впервые вводит официальные определения для «социального предпринимательства» и «социального предприятия», а также определяет основные критерии отнесения малых и средних предприятий к социальной сфере.

Согласно данной поправке, субъект малого и среднего предпринимательства будет считаться социальным предприятием, если соответствует одному или нескольким из следующих условий:

1.  предприятия, которые обеспечивают занятость определенных категорий граждан (п.1 ч.1 ст.24.1 Закона № 209-ФЗ): инвалидов, одиноких или многодетных родителей, пенсионеров, беженцев, малоимущих граждан или других категорий при условии, что их доля составляет не менее 50% от общего числа работников, а расходы на оплату труда – не менее 25%). 

2.   СМСП, которые реализуют товары, работы или услуги, произведенные гражданами, перечисленными выше (п. 2 ч. 1 ст. 24.1 Закона № 209-ФЗ). Доля доходов от указанной деятельности должна составлять не менее 50% в общем объеме доходов, и 50% всей полученной чистой прибыли должно пойти на осуществление такой деятельности в текущем году.

3.   организации и ИП - производители товаров, работ или услуг, предназначенных для граждан, указанных выше. Цель такого производства - компенсация ограничений жизнедеятельности по направлениям: оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-трудовых и иных услуг. Доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, а 50% всей полученной чистой прибыли должно пойти на осуществление такой деятельности в текущем году. Доля доходов от этих видов деятельности по итогам предыдущего года должна составлять не менее 50% в общем объеме доходов, и 50% всей полученной чистой прибыли должно пойти на осуществление такой деятельности в текущем году.

4.  организации и ИП, которые ведут деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества. Это оказание психолого-педагогический и иных видов услуг, направленных на укрепление семьи, организация отдыха и оздоровления детей, оказание педагогическо-социальных услуг, организация отдыха и оздоровления детей, сфера дошкольного образования, обучение работников и добровольцев социально ориентированных НКО, культурно-просветительская и иная деятельность. Доля доходов от указанной деятельности по итогам предыдущего года должна составлять не менее 50% в общем объеме доходов, и 50% всей полученной чистой прибыли должно пойти на осуществление такой деятельности в текущем году.

Чем отличается социальное предпринимательство от социальной ответственности бизнеса?

Высокая социальная ответственность многих крупных коммерческих компаний значительно улучшают благосостояние территории, на которой находятся данные компании. Данные фирмы выводят свои непрофильные активы, связанные с предоставлением различных социальных услуг сотрудникам и членам их семей, например, частные детские сады или путёвки в оздоровительные лагеря. Иногда компании покупают для своих работников у самостоятельных юридических лиц необходимые социальные услуги, что тоже помогает решать социальные трудности своих работников и их семей. 

Социальная ответственность крупных фирм очень схожа с деятельностью социальных предприятий, но при этом направлена на узкий круг потребителей.

Как официально стать социальным предпринимателем?

Сведения о том, что фирма или ИП имеет статус социального предприятия, должны содержаться в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведет ФНС.

Презентация «Как получить статус социального предприятия».

Порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядок формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия, утверждены приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2019 г. № 773. 

Может ли один предприниматель (компания) вести одновременно два разных вида деятельности – социальный и «обычный»?

Да, конечно, это возможно. Если предприниматель осознанно хочет внести вклад в решение социальной проблемы, то такие проекты получаются весьма значимыми.

Например, в торговле можно, в том числе, заниматься продажей товаров, изготовленных особыми категориями населения. Предприятия технической направленности могут производить современные средства технической реабилитации, реализовывать проекты в сфере доступной среды для лиц с инвалидностью. Частные образовательные организации могут проводить специализированные программы обучения и так далее, вариантов проявить себя в этой сфере множество.

При этом, для проведения оценки социального воздействия важно разделять финансовые потоки традиционного и социального бизнесов. И, если доля доходов СМСП от осуществления такой деятельности в общем объеме доходов по итогам предыдущего года составляет не менее 50% и не менее 50% чистой прибыли СМСП. полученной за предшествующий календарный год, направлено на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, то такое предприятие может быть признано социальным

Консультирование по вопросам предоставления льгот, преференций и поддержки социальным предпринимателям: 

Яна Алексеевна Никитина — руководитель Центра инноваций в социальной сфере. Телефон +7-800-300-80-90, е-mail: nikitina@frp59.ru

Ольга Александровна Новоселова, консультант отдела координации программ развития малого и среднего предпринимательства Министерства промышленности и торговли. Телефон: +7 (342) 217-74-33.

Центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес»


Карта города
Поиск организаций на карте