Кадровое обеспечение системы образования Чайковского муниципального района 2016 год

29.03.2016

По состоянию на 1 марта 2016 года в Чайковском муниципальном районе действует сеть муниципальных образовательных организаций, состоящая из 54 учреждений, в том числе 18 детских садов, 5 основных школ, 15 средних школ, 1 лицея, 1 гимназии, 2 специальных коррекционных учреждений, 1 учебно-воспитательного учреждения открытого типа для детей с девиантным поведением, 7 учреждений дополнительного образования детей. Кроме того, функционируют: 1 учреждение Центр развития образования, 1 ТПМПК, 2 муниципальных учреждения по обслуживанию муниципальных образовательных учреждений: Централизованная бухгалтерия и Ремонтно-аварийно-эксплуатационная служба.

С 1 сентября 2011 года количество образовательных учреждений в районе сократилось на 20 единиц, что связано с проводимой в системе образования оптимизацией, которая, в свою очередь обусловлена в основном процедурами укрупнения (реорганизации) детских садов – 14, учреждений дополнительного образования – 1 (лагерь «Огонек» и центр технического творчества «Ютекс»), школ и ДОУ -2 (Лицей «Синтон» и д/сад № 40, школа и детский сад с. Уральское), СОШ № 10 и СОШ № 3 -1 без вывода из системы образования зданий и сохранением контингента учащихся, а также ликвидацией ВСОШ с передачей в СОШ № 8 контингента, обучающегося по заочной и вечерней форме и ликвидацией детского сада №15, находящегося в аварийном состоянии.

Количество обучающихся детей неуклонно растет с 25384 человек в 2011 году до 28130 детей в 2016 г., рост составил 2 746 детей.

Анализ изменения количественного состава работников системы образования за последние 8 лет говорит о тенденции к снижению числа человек, занятых в данной сфере с 3788 чел до 2966 чел., то есть на 871 работника. Уменьшение численности сотрудников произошло, в основном, за счет сокращения обслуживающего персонала (352 чел.) и административных работников учреждений (103 чел.). В то же время количественный состав педагогических работников с 2014 года увеличился на 112 человек. Это связано с увеличением численности обучающихся детей в школах.

Необходимо отметить что, что процент педагогических работников по отношению к обслуживающему персоналу муниципальных учреждений за последние четыре года увеличивается. В 2015 году процент педагогических работников составляет 56,3% от общего числа работающих в муниципальных учреждениях, процент обслуживающего персонала составляет 37,3% от общего числа работающих, процент административных работников составляет 5,2% от общего числа работающих. Все это позволяет обеспечить дифференциацию оплаты труда вспомогательного и административно-управленческого персонала.

С 2011 года наблюдается сокращение количества вакантных ставок в учреждениях образования: с 63 до 7 – в начале 2015-2016 учебного года.

Стоит отметить, что в связи с увеличением заработной платы вакансии педагогических работников практически отсутствуют. Однако это произошло в основном за счет значительного увеличения педагогической нагрузки на педагогов. Сегодня средняя нагрузка для учителей 1,25 -1,5 ставки.

Востребованными остаются учителя английского языка, учителя русского языка и литературы, учителя математики, учителя физики, химии, начальных классов.

Не требуются учителя: физической культуры, инструкторы физической культуры, учителя-логопеды, педагоги-психологи.

Рассматривая качественный состав педагогических и руководящих работников образовательных учреждений в разрезе уровня образования, стоит отметить, что значительную долю – 65 % - занимают педагоги с высшим профессиональным образованием, из них процент педагогов с высшим профессиональным педагогическим образованием - 61%.

Процент педагогов со средним профессиональным образованием – 33 %, из них со средним профессиональным педагогическим образованием 30,5%.

Говоря о возрастном составе педагогических работников, следует отметить, что почти половина (49,2 %) – учителя в возрасте от 35 до 50 лет; более 22 % педагогов не достигли 35 лет; педагоги предпенсионного возраста составляют 15,6 %, а послепенсионного – более 12 процентов.

Немного иначе выглядит качественный состав по возрасту среди руководителей образовательными учреждениями. Здесь наибольшую долю – почти половину – занимают управленцы в возрасте от 40 до 50 лет; практически одинаковое количество руководителей в возрасте от 50 до 55 лет (19,2%) и 55 до 60 лет (17,3%).

Решая проблему обновления руководящего звена образовательных учреждений, в декабре 2014 года Управление О и ПО сформированы две группы кандидатов в оперативный и перспективный резервы кадров системы образования Чайковского муниципального района. Проведены оценочные мероприятия кандидатов в руководители, организованы обучающие семинары. Назначение руководителей образовательных учреждений проводится из числа кандидатов кадрового резерва. В 2014-2016 годах на должности руководителей вновь назначены 12 человек.

Наибольшее количество работников образовательных учреждений – 693 специалиста – имеют стаж работы от 10 до 25 лет. Триста двадцать три человека проработали в образовании более 30 лет, еще триста восемь приближаются к этой отметке. Стаж 453 педагогов не достиг 10 лет.

На протяжении 5 лет наблюдается стабильная динамика притока в систему молодых специалистов – от 10 до 20 молодых педагогов ежегодно. Рост заработной платы педагогов, увеличение размеров социальных гарантий молодым педагогам позволяют надеяться, что приток молодых специалистов будет только увеличиваться.

Одной из мер по привлечению молодых кадров в систему является целевой прием в вузы по педагогическим специальностям.

В связи с переходом в 2012 году на новую систему аттестации педагогических работников количество специалистов с квалификационными категориями резко уменьшилось. Причины – изменение процедур аттестации, сбои при заполнении портфолио. По состоянию на 01 января 2015 года общее количество аттестованных составило 1409 человек (79,2%) от общего числа работающих педагогов. Количество педагогов с высшей квалификационной категорией снизилось на 35 человек, с первой квалификационной категорией – снизилось на 291 человека. Однако с 2014 года наблюдается рост числа аттестованных на соответствие занимаемой должности с 14,1% до 31,7%; рост составил 316 человек.

В разрезе гендерного состава педагогических работников преобладают женщины – 1652 человека (93 %). Количество мужчин составляет 125 чел (7 %).

Одним из показателей профессионализма педагогических работников является оценка их деятельности на самом высшем уровне. За отчетный период почетное звание «Заслуженный учитель РФ» было присвоено 3 специалистам; почетное звание «Почетный работник общего образования РФ» - 112 специалистам. Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ награжден 31 человек.

В муниципальных образовательных учреждениях на 01.01.2016 года работают 9 кандидатов наук (педагогических, философских, технических, социологических). Ежегодно этот показатель увеличивается.

Одним из показателей профессионального рейтинга педагога является результативность участия учащихся в олимпиадном движении. В этом учебном году она составила 36 процентов, тогда как четыре года назад, в 2012 году, этот показатель едва достигал 10 процентов.

Для привлечения кадров в систему образования в Пермском крае действует Долгосрочная целевая программа «Улучшение жилищных условий молодых учителей на 2012-2016 годы». Программа предусматривает предоставление молодым учителям общеобразовательных учреждений и членам их семей социальных выплат в размере 20% расчетной (средней) стоимости жилья на оплату первоначального взноса по льготному ипотечному кредитованию. Социальная выплата предоставляется за счет средств бюджета Пермского края.

В 2013 году данной мерой поддержки воспользовалось 5 семей молодых учителей школ Чайковского муниципального района. В 2015 и 2016 – еще 2 молодые семьи.

Также задачу по привлечению педагогов в отрасль образования позволяет решать краевой проект «Мобильный учитель», действующий с 2013 года, целью которого является обеспечение автомобилями квалифицированных работников, осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях, расположенных в отдаленных населенных пунктах.

Учитывая потребность нескольких сельских школ в учителе английского языка и обеспеченность городских школ квалифицированными педагогами, готовыми работать «на селе», Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района в 2014 году вошло в краевой проект «Мобильный учитель». В сентябре 2014 года один из педагогов получил автомобиль и сейчас работает в школах с. Сосново и с. Альняш.

Для сведения. Основными направлениями кадровой политики Управления О и ПО являются привлечение в образование района квалифицированных кадров, формирование резерва управленческих кадров, повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников и обеспечение социальной поддержки педагогических кадров.

По итогам заседания Совета глав муниципальных районов и городских округов при Губернаторе Пермского края от 09.02.2016 года Управление образования и МБУ ЦРО в срок до 01 августа 2016 г. планируют разработать программу по привлечению и закреплению молодых специалистов в отрасль образования Чайковского муниципального района.

Кроме того, МБУ ЦРО организует профориентационную работу с выпускниками общеобразовательных школ с целью формирования у молодежи мотивации к обучению в учреждениях профессионального образования на педагогические специальности.

Приложение – Презентация «Кадровое обеспечение системы образования Чайковского муниципального района»

Короткая ссылка на новость: http://chaikovskiyregion.ru/~idO09


Карта города
Поиск организаций на карте