16+
Мошенничества с использованием банковских карт и их профилактика
01.03.2016

Мошенничества с использованием банковских карт и их профилактика

Сеть Интернет, являясь крупнейшим средством обмена информацией, в то же время порождает стремительный рост преступлений, связанных с использованием информационных технологий.

На прошлой неделе в дежурную часть ОМВД России по Чайковскому району поступило заявление о том, что неизвестный, используя телефонную связь, путем обмана и злоупотребления доверием незаконно завладел деньгами потерпевшей.

Схема мошенничества уже не нова: потерпевшая разместила информацию о продаже имущества на одном из интернет-ресурсов, впоследствии злоумышленник под видом покупателя вышел с ней на связь и попросил номер её банковской карты, затем пароль и цифры секретного кода, расположенного на обороте, якобы для перечисления денег за приобретаемый товар. Доверчивая женщина продиктовала злоумышленнику всю запрашиваемую им информацию. Далее произошло списывание денежных средств, имеющихся на карте заявительницы.

В последнее время еженедельно в Чайковский отдел полиции поступают заявления, в ходе отработки которых выясняется, что потерпевшие сами дают объявления о продаже того или иного товара в Интернете. Им звонят «покупатели» и просят сообщить реквизиты их банковских карт якобы для перевода денег за товар. На самом деле, получив конфиденциальные сведения о картах граждан, мошенники снимают денежные средства со счетов. Надо отметить, что в большинстве случаев мошенники разговаривают с потерпевшими довольно убедительно. Часто называют имена, телефоны и другие реквизиты каких-либо учреждений. Особенно когда речь идет о мнимой лотерее. В том случае, если вам сообщают о попавшем в беду родственнике, первое, что надо сделать, – позвонить ему. Обычное дело для пострадавшего от такого рода преступлений – сначала перевести деньги и только потом перезвонить тому самому родственнику.

Признаки мошенничества со стороны покупателя при продажах в Интернете:

1. Покупатель не особо интересуется товаром, быстро демонстрирует свое желание сделать покупку и переходит к разговору о способе оплаты.

2. Покупатель просит вас назвать полные реквизиты карты, включая фамилию-имя латиницей, срок действия и CVC-код. При помощи этих данных он сам легко сможет расплатиться вашей картой в Интернете.

3. Покупатель просит вас сообщить ему различные коды, которые придут к вам на мобильный телефон, якобы необходимые ему для совершения платежа.

Признаки мошенничества со стороны продавца при покупках в Интернете:

1. Отсутствует адрес и телефон, все общение предлагается вести через электронную почту или программы обмена мгновенными сообщениями.

2. Отсутствует реальное имя продавца, человек прячется за «ником».

3. Продавец зарегистрирован на сервисе недавно, объявление о продаже – единственное его сообщение.

4. Объявление опубликовано с ошибками, составлено небрежно, без знаков препинания, заглавными буквами и т. д.

5. Отсутствует фото товара, либо же приложен снимок из Интернета (это можно определить, используя сервисы поиска дубликатов картинок).

6. Слишком низкая цена товара в сравнении с аналогами у других продавцов.

7. Продавец требует полную или частичную предоплату (например, в качестве гарантии, что вы пойдете получать товар на почте с оплатой наложенным платежом).

9. Продавец принимает оплату только на анонимные реквизиты: электронные кошельки, пополнение мобильного телефона или на имя другого человека (родственника, друга и т. д.).

Как не стать жертвами телефонных мошенничеств:

– при телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, выяснить подробности случившегося, а не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям;

– перезвонить (а лучше всего подойти) в любое отделение банка, от имени которого пришло сообщение о проблемах обслуживания по расчетному счету/карте, и решить все возникшие вопросы. Можно также позвонить своим близким, которые хорошо разбираются в современных технологиях, рассказать о поступившем сообщении и спросить совета. Следует запомнить: ни один банк не будет просить владельца карты совершать какие-либо действия по телефону или сообщать реквизиты карты;

– не сообщать незнакомым людям (как при личном контакте, так и по телефону или интернет-переписке) данные о себе, своих близких, родственниках, банковских картах, то есть любую конфиденциальную (личную) информацию;

– не осуществлять предоплату за товар или обещанную выплату/услугу, производить оплату только при их фактическом получении.

Как не стать жертвой интернет-мошенничества:

– следует внимательно изучить информацию интернет-сайта, отзывы, сравнить цены за интересующий товар. Отсутствие информации, запутанная система получения товара зачастую являются признаками мошенничества;

– получить максимум сведений о продавце или магазине: адреса, телефоны, историю в социальных сетях, наличие службы доставки и т. п. Действующие легально интернет-магазины или розничные продавцы размещают полную информацию и работают по принципу «оплата товара после доставки»;

– нельзя сообщать (а уж тем более посылать по электронной почте) информацию о своих пластиковых картах. Преступники могут воспользоваться их реквизитами и произвести, например, различные покупки.

Одним из важных факторов в противодействии мошенничествам является адекватность действий граждан (либо, наоборот, отказ от необдуманных шагов), реакция и самообладание при тех или иных обстоятельствах.

Если в отношении вас все же было совершено мошенничество, следует незамедлительно обратиться в органы полиции, сообщив обстоятельства произошедшего и предоставив имеющиеся документы (расчетные чеки, распечатки звонков и т. п.).

Информация предоставлена специалистом направления по связям со СМИ Отдела МВД России по Чайковскому району Светланой Рыжовой